Новости и статьи

Статья о нас

ОВСЯНКА, СЭР

ПОЧЕМУ С ДОМАШНИМ ПЕРСОНАЛОМ В ВОРОНЕЖЕ ПОСТОЯННЫЕ ПРОБЛЕМЫ


Марина Скитович вот уже седьмой год занимается в Воронеже подбором домашнего персонала для обе­спеченных семей. И все это время ей приходилось решать одну и ту же сопутствующую проблему - искать компромиссы между заказчиками и работниками. Истинная причина возникающих разногласий в том, что ни те, ни другие не готовы к такого рода отношениям. Должно смениться не одно поколение, чтобы в Во­ронеже появились свои сэры Генри и Бэрриморы. Пока же все учатся на собственных ошибках, которых предостаточно как с одной, так и с другой стороны 




–Только не Лев, только не Лев!–воскли­цает молодая мама,
глядя на анкету соиска­тельницы на роль няни.
–Вы же знаете, ка­кие они упрямые!


   У Марины Скитович на этот счет другое мнение. Если рекомендует, значит, есть достаточные основания. Свою первую няню она устроила в семью в 2007 году, и та семья ей до сих пор благодарна. Потом были сотни соискателей и столько же собеседова­ний. Марина шутит, что впору писать книгу о том, как из архитектора (окончила ВГАСУ) переквалифицироваться в психолога. Гово­рит, что теперь одного взгляда достаточно, чтобы распознать скрытые привычки челове­ка; за пару минут наступает ясность, кто пе­ред тобой, а еще через десять приходит пони­мание профпригодности.


   По договору агентство, как правило, пред­лагает заказчику три кандидатуры. Все они соответствуют формальным критериям. Для няни или гувернантки это – диплом о педаго­гическом или психологическом образовании, медкнижка, трудовая, рекомендации из се­мей. Если у нанимателя есть специфические требования, то учитываются и они. Анализи­руются результаты психологических тестов и анкетирования. Между тем, зачастую о че­ловеке лучше говорят вещи, которых может не быть ни в одной анкете. Скитович раскры­вает некоторые профессиональные секреты: например, при прочих равных стоит обращать внимание на верующего соискателя, так как вера есть гарантия определенной морали.


   Но у заказчика нередко своя логика. Кто-то выбирает по почерку. Кто-то смотрит на па­спорт: если он мятый, значит, человек небла­гополучен. Кто-то ориентируется на хобби: садоводство – хорошо, чтение книг – пло­хо. Очень популярно обращаться к эзотерике и астрологии. Предпочтение в целом отдает­ся водным знакамзодиака, наиболее востре­бованы Раки.

   

– Первоначально я не заостряла внима­ние на этом, но потом знак зодиака стал обя­зательной графой анкеты и пунктом собеседо­вания, – делится Марина, – как и ряд других вещей, не всегда бесспорных, но прочно во­шедших в нашу с вами жизнь.


   Факторы роста


   В базе агентства «Доверие», которым ру­ководит Марина Скитович, свыше 300 анкет соискателей. Из них большинство составля­ют домработницы и няни с гувернантками как наиболее востребованные рынком спе­циальности. На втором месте – повара и си­делки. Представителей других профессий заметно меньше. Номенклатура отражает объективную картину спроса на домашний персонал в Воронеже, пропорции которого сегодня все отчетливее смещаются в сторону домработниц.


   – Воронежцы все меньше своего времени желают тратить на домашние хлопоты, – объясняет наш собеседник. – А стоимость ус­луг домработницы такова (1,5 – 2 тыс. рублей в день), что обращаться к ним 1 – 2 раза в неделю может себе позволить довольно ши­рокий круг горожан.


   Параллельно растет спрос на нянь. Мо­лодым мамам, может, и хотелось бы уделять больше времени своим чадам, но, к сожале­нию, все чаще приходится посвящать себя ра­боте и бизнесу.


   – Хорошо, если современная мама может позволить себе пробыть с ребенком первый год его жизни, – объясняет Марина Скито­вич. – Но даже в этом случае женщине нужен рядом помощник – хотя бы для того, чтобы выкроить себе время для сна. Ну, а дальше у малыша наступает период активного разви­тия. И здесь снова не обойтись без услуг опыт­ной няни, поскольку сегодня существует масса развивающих методик, и чтобы все их знать, нужно плотно этим заниматься.


   Рост спроса – хороший сигнал для любо­го бизнеса. Но здесь работают другие законы. Вроде бы все замечательно: стихийный рынок труда огромен, «Камелот» пестрит предложе­ниями, и в целом картина такова, что на одну вакансию претендует примерно 10 соискате­лей. Как говорится, соединяй одних с други­ми и зарабатывай деньги. Между тем, не все так просто. По словам Марины, несмотря на кажущееся изобилие выбора, в городе нет столько опытных нянь, чтобы удовлетворить потребности абсолютно всех семей. Многие из тех, кто сталкивался с поиском няни само­стоятельно, наверняка сумели оценить всю полноту этой проблемы. И косвенно об этом дефиците свидетельствует постоянный рост зарплат, который сегодня для хорошей няни на полной занятости закрепился на уровне 25 – 35 тыс. рублей в месяц.


   Осторожно – няня!


   Когда Марина Скитович только начина­ла заниматься этим бизнесом, она хотела от­крыть в Воронеже курсы обучения домашне­го персонала. Специально для этого поехала в Москву, где такие курсы есть при каждом уважающем себя агентстве. Чтобы понимать, как все устроено, сама прошла несколько собе­седований. Прошли годы, а она по-прежнему под впечатлением от школы персонала агент­ства супруги Валдиса Пельша, в которой до­сконально обучают каждой мелочи — как за перчатками ухаживать, как правильно зонт держать и так далее. Но, увы, в Воронеже эта идея не прижилась.


   – Я, когда вернулась в Воронеж, договори­лась с преподавателями в ВГУ, чтобы те чита­ли лекции по этикету. Но наши люди не гото­вы учиться. Не хотят и бесплатно. Не помогают даже убеждения, что это позволит им в буду­щем больше зарабатывать. Поэтому эту идею мне пришлось оставить.


   Сегодня контингент хороших нянь в Во­ронеже составляет преимущественно «ста­рая гвардия», которая прошла обучение сво­ей профессии на практике в воронежских семьях, набивая шишки себе и своим нани­мателям. Новые люди в этой домашней спе­циальности идут по пути ветеранов – так же методом проб и ошибок, больших и не очень, но всячески вызывающих раздражение за­казчика и нередко ведущих к разрыву отно­шений. Основная причина досрочного пре­кращения контракта – недобросовестное отношение к своим обязанностям. Главное, что требуется от няни, это максимально вре­мени уделять ребенку. И одна из типичных ошибок, что они берут на себя какой-то до­полнительный труд в семье. Кто-то к этому относится благожелательно, но большинство считает, что няня не должна отходить от ре­бенка ни на шаг.


   Другой распространенной причиной увольнения является некомпетент­ность. Делая что-то совершенно неправильно, работник обижается на замечания или крити­ку, считает, что его не предупредили и не объ­яснили, хотя, по идее, должен знать это как профессионал своего дела. Нередко в Вороне­же к разрыву отношений приводят и случаи вопиющих скандалов. Например, когда няня неожиданно для всех уходит в запой. Или был такой случай, когда няня, чтобы ребенок спал, капала ему димедрол. Опять же – воровство. Но этот риск играет, когда работник найден по частному объявлению, потому что добро­совестные агентства, как правило, свои кан­дидатуры проверяют по линии МВД.


   Ошибки в изобилии совершается домра­ботницами. Чаще всего заказчика не устраи­вает качество уборки, хотя работнику кажет­ся, что мрамор вымыт хорошо – точно так же как линолеум в его квартире. Много вопро­сов к порче имущества. Разбитая тарелка со­всем не пустяк, если она из столового сервиза «Weimar». Многие домработницы не воспри­нимают дом заказчика как работу и считают унижением, когда их заставляют пользовать­ся спецодеждой или когда им делают выгово­ры. Глупейшей и типичнейшей ошибкой все­го домашнего персонала является попытка влиться в семью, стать другом, словом – со­вать нос, куда не надо, или делиться с хозяи­ном своими личными проблемами. Все это – факты, указывающие на то, что далеко не весь воронежский домашний персонал готов про­фессионально и психологически к тем обязан­ностям, которые он обещает качественно ис­полнить, предлагая себя на этом рынке.


   Крепостная зависимость


   Впрочем, психологическую неготовность в целом демонстрируют и сами заказчики. Большая доля работы в агентстве «Доверие» приходится на поиск замен по текущим кон­трактам по требованию нанимателей.

   

   – Главная проблема в нетерпимости, – го­ворит Марина. – Будь то небольшая оплош­ность, которую можно скорректировать, или профессиональная непригодность, подтверж­денная формальными основаниями, заказчик, как правило, не разбираясь в ситуации, стре­мится заменить работника. А ведь иногда не прав он сам. Ведь были, например, случаи, когда няни попадали под подозрение в краже, а потом все оказывалось совсем не так.

Среди значительной части воронежского общества, пользующегося услугами домашне­го персонала, еще не выработалось цивилизо­ванное отношение к этому персоналу и форме таких отношений.

   

   Стремление за небольшой недочет уволить работника, нежелание обсуждать с ним его недостатки и порою вооб­ще что-либо обсуждать, говорят о том, что в нас еще крепко сидит ген крепостничества. Либо в 90-е годы мы слишком много смотре­ли мексиканских сериалов. Но факт остает­ся фактом: далеко не каждая семья в Вороне­же, выбирая няню, ценит эту няню. Далеко не каждый заказчик готов идти на повыше­ние зарплаты, потому что «простая воспиталка» не должна получать много. Сейчас, напри­мер, одна из проблем воронежского рынка заключается в том, что значительная часть обеспеченных воронежцев перебралась за го­род в коттеджные поселки. И для персонала возникает проблема, как добираться. Но сам заказчик уверен, что эти трудности его волно­вать не должны. В такой позиции есть своя ло­гика, но она не бесспорна.


   Марина Скитович считает, что отношени­ем с домашним персоналом тоже надо учить­ся. Например, одно из важнейших правил контроля над домработницами, которое ча­сто игнорируется, заключается в своевремен­ной приемке работ. Хотя бы первые две неде­ли необходимо сразу же оценивать качество сборки и требовать устранения выявленных недостатков. Так домработница начинает по­нимать, какие требования к ней предъявляют, какие нюансы существуют в этой семье. Еще Марина очень рекомендует заключать пись­менные договора трудового найма с работ­никами, тем самым страхуя себя от каких бы го неправомерных действий со стороны ра­ботников, являющихся в этих отношениях ма­териально ответственными лицами.


   Профессиональный компромисс


   Стоимость услуг за подбор персонала в лю­бом агентстве составляет сумму месячного оклада работника. Но помимо поиска персо­нала, подбора и введения его в семью трудо­вые будни Марины Скитович включают еще работу арбитра – урегулирование отноше­ний клиента и работника.


   – Поначалу я это не принимала, но потом гоняла, что это – часть моей профессии. Ведь, что в первое время работник будет совершать какие-то ошибки, а заказчик на них реагиро­вать – это почти стопроцентная вероятность. Причем, обсуждать проблемы напрямую между собой способны далеко не все люди. А со мной может легко поделиться и та, и дру­гая сторона.


   Скитович всегда ориентирована на сохра­нение отношений, когда это допустимо. Чаще выступает в интересах заказчика, но может принять и сторону работника, если убеждена в его правоте. Однако выгораживать никог­да не станет. Напротив, к нарушителям бес­пощадна: за все годы работы в ее «черном списке» набралось порядка 50 человек, кото­рым доступ в семьи закрыт, по крайней ме­ре, в ее агентстве. Впрочем, не факт, что эти люди не попадут в число соискателей других агентств (всего их в городе около десятка). Ведь согласованность на воронежском рын­ке подбора домашнего персонала отсутству­ет. Марина с сожалением отмечает, что все ее попытки составить по городу единый «черный список», наладить контакт и взаимоподдерж­ку между агентствами с треском провалились:


   – В Москве это в порядке вещей, а в Воро­неже каши не сваришь. Но со временем мы к этому обязательно придем. И заказчики из­менят свое отношение к профессии. Ведь мно­гие из них уже сейчас понимают, насколько проще становится жизнь, когда у тебя в до­ме есть надежный помощник, который мо­жет выручить в трудный момент. И соискате­ли поймут, что надо учиться. Ведь чтобы быть надежной опорой, нужно обладать опреде­ленными навыками. Я верю, что все будет хо­рошо. Не может же отрасль вечно наступать на грабли одних и тех же проблем.



журнал "Империя недвижимости" № 66 (июнь-июль 2013)