ОВСЯНКА, СЭР
ПОЧЕМУ С ДОМАШНИМ ПЕРСОНАЛОМ В ВОРОНЕЖЕ ПОСТОЯННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Марина Скитович вот уже седьмой год занимается в Воронеже подбором домашнего персонала для обеспеченных семей. И все это время ей приходилось решать одну и ту же сопутствующую проблему - искать компромиссы между заказчиками и работниками. Истинная причина возникающих разногласий в том, что ни те, ни другие не готовы к такого рода отношениям. Должно смениться не одно поколение, чтобы в Воронеже появились свои сэры Генри и Бэрриморы. Пока же все учатся на собственных ошибках, которых предостаточно как с одной, так и с другой стороны
–Только не Лев, только не Лев!–восклицает молодая мама,
глядя на анкету соискательницы на роль няни.
–Вы же знаете, какие они упрямые!
У Марины Скитович на этот счет другое мнение. Если рекомендует, значит, есть достаточные основания. Свою первую няню она устроила в семью в 2007 году, и та семья ей до сих пор благодарна. Потом были сотни соискателей и столько же собеседований. Марина шутит, что впору писать книгу о том, как из архитектора (окончила ВГАСУ) переквалифицироваться в психолога. Говорит, что теперь одного взгляда достаточно, чтобы распознать скрытые привычки человека; за пару минут наступает ясность, кто перед тобой, а еще через десять приходит понимание профпригодности.
По договору агентство, как правило, предлагает заказчику три кандидатуры. Все они соответствуют формальным критериям. Для няни или гувернантки это – диплом о педагогическом или психологическом образовании, медкнижка, трудовая, рекомендации из семей. Если у нанимателя есть специфические требования, то учитываются и они. Анализируются результаты психологических тестов и анкетирования. Между тем, зачастую о человеке лучше говорят вещи, которых может не быть ни в одной анкете. Скитович раскрывает некоторые профессиональные секреты: например, при прочих равных стоит обращать внимание на верующего соискателя, так как вера есть гарантия определенной морали.
Но у заказчика нередко своя логика. Кто-то выбирает по почерку. Кто-то смотрит на паспорт: если он мятый, значит, человек неблагополучен. Кто-то ориентируется на хобби: садоводство – хорошо, чтение книг – плохо. Очень популярно обращаться к эзотерике и астрологии. Предпочтение в целом отдается водным знакамзодиака, наиболее востребованы Раки.
– Первоначально я не заостряла внимание на этом, но потом знак зодиака стал обязательной графой анкеты и пунктом собеседования, – делится Марина, – как и ряд других вещей, не всегда бесспорных, но прочно вошедших в нашу с вами жизнь.
Факторы роста
В базе агентства «Доверие», которым руководит Марина Скитович, свыше 300 анкет соискателей. Из них большинство составляют домработницы и няни с гувернантками как наиболее востребованные рынком специальности. На втором месте – повара и сиделки. Представителей других профессий заметно меньше. Номенклатура отражает объективную картину спроса на домашний персонал в Воронеже, пропорции которого сегодня все отчетливее смещаются в сторону домработниц.
– Воронежцы все меньше своего времени желают тратить на домашние хлопоты, – объясняет наш собеседник. – А стоимость услуг домработницы такова (1,5 – 2 тыс. рублей в день), что обращаться к ним 1 – 2 раза в неделю может себе позволить довольно широкий круг горожан.
Параллельно растет спрос на нянь. Молодым мамам, может, и хотелось бы уделять больше времени своим чадам, но, к сожалению, все чаще приходится посвящать себя работе и бизнесу.
– Хорошо, если современная мама может позволить себе пробыть с ребенком первый год его жизни, – объясняет Марина Скитович. – Но даже в этом случае женщине нужен рядом помощник – хотя бы для того, чтобы выкроить себе время для сна. Ну, а дальше у малыша наступает период активного развития. И здесь снова не обойтись без услуг опытной няни, поскольку сегодня существует масса развивающих методик, и чтобы все их знать, нужно плотно этим заниматься.
Рост спроса – хороший сигнал для любого бизнеса. Но здесь работают другие законы. Вроде бы все замечательно: стихийный рынок труда огромен, «Камелот» пестрит предложениями, и в целом картина такова, что на одну вакансию претендует примерно 10 соискателей. Как говорится, соединяй одних с другими и зарабатывай деньги. Между тем, не все так просто. По словам Марины, несмотря на кажущееся изобилие выбора, в городе нет столько опытных нянь, чтобы удовлетворить потребности абсолютно всех семей. Многие из тех, кто сталкивался с поиском няни самостоятельно, наверняка сумели оценить всю полноту этой проблемы. И косвенно об этом дефиците свидетельствует постоянный рост зарплат, который сегодня для хорошей няни на полной занятости закрепился на уровне 25 – 35 тыс. рублей в месяц.
Осторожно – няня!
Когда Марина Скитович только начинала заниматься этим бизнесом, она хотела открыть в Воронеже курсы обучения домашнего персонала. Специально для этого поехала в Москву, где такие курсы есть при каждом уважающем себя агентстве. Чтобы понимать, как все устроено, сама прошла несколько собеседований. Прошли годы, а она по-прежнему под впечатлением от школы персонала агентства супруги Валдиса Пельша, в которой досконально обучают каждой мелочи — как за перчатками ухаживать, как правильно зонт держать и так далее. Но, увы, в Воронеже эта идея не прижилась.
– Я, когда вернулась в Воронеж, договорилась с преподавателями в ВГУ, чтобы те читали лекции по этикету. Но наши люди не готовы учиться. Не хотят и бесплатно. Не помогают даже убеждения, что это позволит им в будущем больше зарабатывать. Поэтому эту идею мне пришлось оставить.
Сегодня контингент хороших нянь в Воронеже составляет преимущественно «старая гвардия», которая прошла обучение своей профессии на практике в воронежских семьях, набивая шишки себе и своим нанимателям. Новые люди в этой домашней специальности идут по пути ветеранов – так же методом проб и ошибок, больших и не очень, но всячески вызывающих раздражение заказчика и нередко ведущих к разрыву отношений. Основная причина досрочного прекращения контракта – недобросовестное отношение к своим обязанностям. Главное, что требуется от няни, это максимально времени уделять ребенку. И одна из типичных ошибок, что они берут на себя какой-то дополнительный труд в семье. Кто-то к этому относится благожелательно, но большинство считает, что няня не должна отходить от ребенка ни на шаг.
Другой распространенной причиной увольнения является некомпетентность. Делая что-то совершенно неправильно, работник обижается на замечания или критику, считает, что его не предупредили и не объяснили, хотя, по идее, должен знать это как профессионал своего дела. Нередко в Воронеже к разрыву отношений приводят и случаи вопиющих скандалов. Например, когда няня неожиданно для всех уходит в запой. Или был такой случай, когда няня, чтобы ребенок спал, капала ему димедрол. Опять же – воровство. Но этот риск играет, когда работник найден по частному объявлению, потому что добросовестные агентства, как правило, свои кандидатуры проверяют по линии МВД.
Ошибки в изобилии совершается домработницами. Чаще всего заказчика не устраивает качество уборки, хотя работнику кажется, что мрамор вымыт хорошо – точно так же как линолеум в его квартире. Много вопросов к порче имущества. Разбитая тарелка совсем не пустяк, если она из столового сервиза «Weimar». Многие домработницы не воспринимают дом заказчика как работу и считают унижением, когда их заставляют пользоваться спецодеждой или когда им делают выговоры. Глупейшей и типичнейшей ошибкой всего домашнего персонала является попытка влиться в семью, стать другом, словом – совать нос, куда не надо, или делиться с хозяином своими личными проблемами. Все это – факты, указывающие на то, что далеко не весь воронежский домашний персонал готов профессионально и психологически к тем обязанностям, которые он обещает качественно исполнить, предлагая себя на этом рынке.
Крепостная зависимость
Впрочем, психологическую неготовность в целом демонстрируют и сами заказчики. Большая доля работы в агентстве «Доверие» приходится на поиск замен по текущим контрактам по требованию нанимателей.
– Главная проблема в нетерпимости, – говорит Марина. – Будь то небольшая оплошность, которую можно скорректировать, или профессиональная непригодность, подтвержденная формальными основаниями, заказчик, как правило, не разбираясь в ситуации, стремится заменить работника. А ведь иногда не прав он сам. Ведь были, например, случаи, когда няни попадали под подозрение в краже, а потом все оказывалось совсем не так.
Среди значительной части воронежского общества, пользующегося услугами домашнего персонала, еще не выработалось цивилизованное отношение к этому персоналу и форме таких отношений.
Стремление за небольшой недочет уволить работника, нежелание обсуждать с ним его недостатки и порою вообще что-либо обсуждать, говорят о том, что в нас еще крепко сидит ген крепостничества. Либо в 90-е годы мы слишком много смотрели мексиканских сериалов. Но факт остается фактом: далеко не каждая семья в Воронеже, выбирая няню, ценит эту няню. Далеко не каждый заказчик готов идти на повышение зарплаты, потому что «простая воспиталка» не должна получать много. Сейчас, например, одна из проблем воронежского рынка заключается в том, что значительная часть обеспеченных воронежцев перебралась за город в коттеджные поселки. И для персонала возникает проблема, как добираться. Но сам заказчик уверен, что эти трудности его волновать не должны. В такой позиции есть своя логика, но она не бесспорна.
Марина Скитович считает, что отношением с домашним персоналом тоже надо учиться. Например, одно из важнейших правил контроля над домработницами, которое часто игнорируется, заключается в своевременной приемке работ. Хотя бы первые две недели необходимо сразу же оценивать качество сборки и требовать устранения выявленных недостатков. Так домработница начинает понимать, какие требования к ней предъявляют, какие нюансы существуют в этой семье. Еще Марина очень рекомендует заключать письменные договора трудового найма с работниками, тем самым страхуя себя от каких бы го неправомерных действий со стороны работников, являющихся в этих отношениях материально ответственными лицами.
Профессиональный компромисс
Стоимость услуг за подбор персонала в любом агентстве составляет сумму месячного оклада работника. Но помимо поиска персонала, подбора и введения его в семью трудовые будни Марины Скитович включают еще работу арбитра – урегулирование отношений клиента и работника.
– Поначалу я это не принимала, но потом гоняла, что это – часть моей профессии. Ведь, что в первое время работник будет совершать какие-то ошибки, а заказчик на них реагировать – это почти стопроцентная вероятность. Причем, обсуждать проблемы напрямую между собой способны далеко не все люди. А со мной может легко поделиться и та, и другая сторона.
Скитович всегда ориентирована на сохранение отношений, когда это допустимо. Чаще выступает в интересах заказчика, но может принять и сторону работника, если убеждена в его правоте. Однако выгораживать никогда не станет. Напротив, к нарушителям беспощадна: за все годы работы в ее «черном списке» набралось порядка 50 человек, которым доступ в семьи закрыт, по крайней мере, в ее агентстве. Впрочем, не факт, что эти люди не попадут в число соискателей других агентств (всего их в городе около десятка). Ведь согласованность на воронежском рынке подбора домашнего персонала отсутствует. Марина с сожалением отмечает, что все ее попытки составить по городу единый «черный список», наладить контакт и взаимоподдержку между агентствами с треском провалились:
– В Москве это в порядке вещей, а в Воронеже каши не сваришь. Но со временем мы к этому обязательно придем. И заказчики изменят свое отношение к профессии. Ведь многие из них уже сейчас понимают, насколько проще становится жизнь, когда у тебя в доме есть надежный помощник, который может выручить в трудный момент. И соискатели поймут, что надо учиться. Ведь чтобы быть надежной опорой, нужно обладать определенными навыками. Я верю, что все будет хорошо. Не может же отрасль вечно наступать на грабли одних и тех же проблем.
журнал "Империя недвижимости" № 66 (июнь-июль 2013)
День добрый! Много кадровых агентств мы обошли, нам нужна была няня ребеночку 2 месяца и остановились на КА "Доверие". Объясню почему: Единственное агентство в Воронеже которое не требует денег за договор, мы смотрели достаточно много нянь и не только в "Доверии", но их подход к Клиенту исключительный. У нас с няней был испытательный срок 1.5 месяца, стажировали двух нянь (конечно посменно) и за этот период КА "Доверие" лишь изредка интересовалось нашим мнением, только после нашего определения был заключен договор. Хотим пожелать успехов этой компании, ждем от вас еще и помощницу по дому. Особая благодарность руководителю Скитович Марине! У них действительно многолетний опыт в этой сфере, и они не бегают и не достают клиентов. Еще раз спасибо вам!!!
Выражаю огромное спасибо за подбор няни нашей малышке, очень активная и профессиональная нянечка. Успехов вашей компании! Будем вас рекомендовать.
Благодарим агентство в помощи подбора гувернантки для нашего сына. Агентство подыскало быстро очень добрую и грамотную женщину. Рекомендуем агентство Доверие, процветания и успехов вашей компании!
Выражаю свою благодарность Агентству Доверие за помощь в подборе домработницы. Подобрали очень хорошую женщину, которая полностью выполняет все обязанности на 5. Советую всем это агентство.
Хотим выразить благодарность КА "Доверие" за помощь в подборке сиделки, быстро и качественно. Советую это агентство.
Впервые обратившись в агентство домашнего персонала «Доверие» с просьбой найти няню для моего ребенка, я сразу оценила оперативность работы сотрудников. Теперь я знаю, что персонал этого агентства проверен и рекомендован индивидуально моим требованиям, поэтому я стала там постоянным клиентом - сейчас в моей семье работают няня, домработница . По всем вопросам, которые возникают в процессе взаимодействия с домашним персоналом, я обращаюсь в агентство, и мне всегда предлагают удобное решение - консультируют, помогают корректировать условия договора с работником, предоставляют замены, если это необходимо.
Здравствуйте, уважаемое агентство. Недавно обратились к вам за подбором домработницы. Сейчас уже больше двух месяцев у нас работает замечательная женщина, мы ей полностью довольны. Спасибо вам за хорошо выполненную работу. Будем рекомендовать вас своим знакомым)
Очень понравилось отношение сотрудников. Их внимательное отношение к нам и к ребёнку. Спасибо